1. Об учреждении
  2. Новости
  3. День из жизни радиотерапевта

День из жизни радиотерапевта

Июнь 15, 2021 Просмотров: 847

От 10 до 40 минут обычно занимает один сеанс лучевой терапии. Курс лечения одного пациента в зависимости от локализации, размера, гистологии опухоли и назначенной доктором дозы может длиться от нескольких дней до двух месяцев. Пациент приходит на процедуру, укладывается на стол аппарата, получает сеанс лучевой терапии и уходит в палату или домой, если лечится в условиях дневного стационара. Мало кто задумывается, какая кропотливая и сложная работа стоит за каждым курсом лечения каждого пациента радиотерапевтических отделений краевого онкодиспансера.

Мы провели целый день с заведующей радиотерапевтическим отделением №3 Юлией Козиной, чтобы вы посмотрели, как проходит день врача-радиотерапевта краевого онкодиспансера.

Первое, на что обращаешь внимание – ординаторские врачей почти всегда пусты, за исключением времени работы докторов с историями болезни. Врачу-радиотерапевту все время нужно куда-то идти, переходить из палаты в палату, из отделения – в радиологический корпус, из каньона в каньон, от аппарата – к аппарату.

В 8:00 доктора начинают обход своих пациентов, спрашивают о самочувствии, дают рекомендации по профилактике лучевых реакций: лучевая терапия редко обходится без побочных эффектов.

– Как питаетесь? – спрашивает Юлия Валерьевна у очередной пациентки, которая находится в отделении уже не первый день. И, не дожидаясь ответа, уточняет: – Только честно.

Две трети пациентов радиотерапевтического отделения №3 проходят химиолучевое лечение, которое может в значительной степени влиять на обмен веществ, привести к истощению организма и другим осложнениям. Это, в свою очередь, может стать причиной преждевременного завершения курса терапии, нежелательным перерывам в лечении, снижению эффективности лечения. Именно чтобы предотвратить различные осложнения важно, чтобы пациенты правильно питались. Врачи говорят с пациентами и о других реакциях организма, а также о том, как облегчить период лечения.

После обхода есть немного времени на работу с историями болезни – и бегом в радиологический корпус: там врача уже ждут пациенты для выполнения предлучевой подготовки. Она включает в себя несколько пунктов. Первый – 3D-топометрическая разметка на компьютерном томографе. В кабинет заходит женщина, которой назначена лучевая терапия при лечении рака молочной железы. Юлия Валерьевна и лаборанты укладывают ее на специальное фиксирующее устройство – маммоборд. Это делается для того, чтобы во время лечения точно уложить пациентку на аппарате для лучевой терапии согласно отмеченным заранее параметрам. После выполнения компьютерной томографии врач проводит контуринг самой опухоли, клинического объема облучения с соответствующими отступами, планируемого объема облучения и органов риска.

Выполнив этап оконтуривания врач идет дальше – в кабинет экспертов-физиков. Там происходит очень кропотливая работа: эксперты-физики составляют план лечения, ориентируясь на заданную врачом необходимую дозу облучения, подводимую к опухоли, а также на органы риска и их толерантную дозу. Каждый орган в человеческом теле может выдержать строго определенную лучевую нагрузку, поэтому главная задача при создании плана лечения – подвести к опухоли максимально возможную дозу облучения и свести к минимуму повреждение окружающих здоровых тканей. В случае с нашей пациенткой, например, план строится так, чтобы ткань молочной железы получила предписанную дозу облучения, а доза на легкие, кости, сердце была максимально снижена. Если при формировании плана лечения толерантная доза на органы риска превышена, решение о том, чтобы начать лечение по этому плану принимает врач и сообщает пациенту о возможных рисках.

После утверждения плана лечения нескольких пациентов врач-радиотерапевт идет на аппарат, чтобы провести первый сеанс лучевой терапии. Там Юлия Валерьевна проводит первую укладку пациентов, выполняет позиционирование, сверяется с утвержденным планом лечения. Здесь же ждут сеансов и те, кто уже какое-то время находится на лечении. Пациенты проходят лечение на разных аппаратах, поэтому врачу нужно ежедневно побывать в нескольких каньонах линейных ускорителей и гамма-терапевтических аппаратов.

Последняя остановка в радиологическом корпусе – укладка пациентов на внутриполостную гамма-терапию. Ее обычно применяют при злокачественных новообразованиях шейки матки, тела матки, прямой кишки. Сейчас в кабинете пациентка с диагнозом «рак шейки матки». Юлия Валерьевна вводит в пораженную полость эндостат, после чего пациентке выполняют разметку на рентгеновском симуляторе. Физик-эксперт считает план для внутриполостной гамма-терапии с учетом подведения радикальной дозы к опухоли и толерантной дозы органов риска (мочевой пузырь, прямая кишка). После утвержденного врачом плана лечения пациентку подключают к аппарату для внутриполостной гамма-терапии. Облучение здесь проводят в среднем 5–10 минут.

После того, как все сеансы облучения на сегодня закончены, возвращаемся, наконец, в палатный корпус. Здесь врача ждет выписка пациентов, беседа с ними, ответы на вопросы и дальнейшие рекомендации, а также прием в отделение новых пациентов.

Рабочий день между тем подходит к концу. Доктор снимает халат, внимание на котором привлекает маленькая черная штучка. Это индивидуальный прибор дозиметрического контроля, который считает, какую дозу облучения ежемесячно получает врач. Разумеется, чтобы избежать проблем со здоровьем, эту дозу превышать нельзя.

Юлия Валерьевна, хорошего вечера! Только на прощание еще пара вопросов ;)

 

– Если бы сегодня вы вновь стали интерном, изменили бы свой выбор?

– Нет. Когда я проходила интернатуру по онкологии, именно в радиотерапевтическом отделении у меня загорелись глаза. Радиотерапия развивается во всем мире, и мне нравится, что применяя ее методики, изучая новые возможности, мы с помощью разных методов можем ввести пациента в длительную ремиссию, улучшить качество его жизни, снизить болевой синдром. Это очень вдохновляет, и я бы ни на что не променяла это вдохновение!

– Что самое главное в работе радиотерапевта?

– Ответственность, любовь, интерес к своему делу. Не будет этих качеств – и врач будет посредственным, его работа не принесет должного результата, он не сможет по-настоящему помочь пациенту.

– А что важно для пациентов радиотерапевтического отделения?

– Доверие к врачу, четкое соблюдение всех рекомендаций по диете и профилактике развития лучевых реакций. Пациент должен сразу сообщать лечащему врачу обо всех изменениях в организме, не перекладывать ответственность за свое здоровье на врача, а нести ее вместе с ним. Также хорошо, когда пациенты верят в эффективность лечения, поскольку психологический настрой, безусловно, очень важен.

– Вечер. Пораньше уйти с работы или доделать то, что не успел?

– Доделать, конечно, ведь на следующей неделе работы однозначно не станет меньше.

А что бы вы хотели узнать о работе наших радиотерапевтов? Задавайте вопросы в комментариях.